История храма

О храме

На сегодняшний день в пос.Филимонки сохранилось два храма бывшего Князе-Владимирского монастыря. Храм Живоначальной Троицы полностью восстановлен, а храм Успения Божьей Матери надеемся закончить, и начать регулярные богослужения, в 2017году. В храме проводятся Воскресные Евангельские беседы, детские занятия по Закону Божию. Храм находится на закрытой территории ПНИ№5, но имеет свободный доступ для прихожан в дни богослужений. В настоящее время решается вопрос по выделению отдельного земельного участка и оборудованию отдельного входа.

Кратко:

Храм Святой Троицы в с.Филимонки построен в середине 19 века как родовая усыпальница князей Святополк-Четвертинских.
В 1891 году была зарегистрирована женская монашеская община Князе-Владимирского монастыря.
В 1901 году на территории монастыря построен храм Успения Пресвятой Богородицы.
В 1926 году монастырь был закрыт, в 50-х годах храм полностью разорили и разрушили, на территории монастыря начал действовать психо-неврологический интернат, а в 1994 году возвращен верующим.
С 2007 года храм участвует в Федеральной программе по восстановлению памятников истории и архитектуры.
За это время восстановлен Троицкий храм, ведется реставрация Успенского церкви.

Подробнее:

В XVIII веке усадьба Филимонки принадлежала семейству князей Святополк-Четвертинских. В 1855 году князь Владимир Борисович начал строительство в Филимонках двухэтажного Троицкого храма. Церковь возводилась по проекту архитектора Петра Карловича Казиха, но некоторые источники называют автором проекта храма Юлиана Францевича Тибо. При жизни Владимира Борисовича строительство храма не завершилось. Дело брата продолжила его сестра Вера Борисовна (1824-1894).

В 1861 году был освящен нижний престол в честь преподобного Сергия Радонежского, в 1868 году — верхний в честь Живоначальной Троицы. Под храмом была устроена усыпальница князей Святополк-Четвертинских.

Архитектура здания сочетала в себе черты древнерусского, византийского и романского зодчества. Внутреннее освещение храму обеспечивали очень большие окна купола. Рядом была построена 53-метровая пятиярусная колокольня в готическом стиле, подняться на которую можно было по витой лестнице. Самый большой колокол весил почти 803 кг.

В 1891 году в Филимонках был учрежден Княже-Владимирский женский монастырь, открытый в память о чудесном спасении царской семьи при крушении царского поезда у станции Борки на Азово-Харьковской железной дороге в октябре 1888 года.

В советское время монастырь был закрыт. Троицкий и Успенский храмы сильно пострадали. Все деревянные постройки монастыря были уничтожены, сохранился каменный корпус келий. В 1994 г. Троицкий храм был возвращен верующим.

В 1975 году на территории бывшего Княже-Владимирского монастыря был открыт Психоневрологический интернат № 5. В учреждении оказываются комплексные медико-социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам 1-й и 2-й групп старше 18 лет, страдающим психическими расстройствами, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. На базе интерната действует Центр социальной адаптации «Филимонки», который оказывает помощь бездомным инвалидам.

15 апреля 2012 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Центр социальной адаптации «Филимонки» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

История открытия монастыря и этапы реставрации


Расположение:
 Москва, Новомосковский административный округ, поселок Филимоновка
Дата основания: 1820-е год 

В границах территории «Новой Москвы», а ещё не так давно Ленинского района Московской области сохранились остатки древней обители Князе-Владимирского мужского монастыря. В 20 столетии постройки монастыря занимали различные социальные учреждения, последним из которых стал психоневрологический интернат № 5. Архитектурной доминантой комплекса является белоснежный объём Троицкой церкви – выдающегося произведения русской архитектуры второй половины XIX века, возрождённый из руин в результате полномасштабных ремонтно-реставрационных работ 2007 – 2014 гг.  

История монастыря 

Старинное имение Филимонки известно с последней четверти XVI века, но своего рассвета усадьба достигает с 1820-х гг когда почти на сто лет попадает во владение княжеского рода Святополк-Четвертинских. Борис Антонович Святополк - Четвертинский – представитель древнего литовского княжеского рода, по одной из исторических версий происходящего от литовского князя Гедемина. Молодой князь Борис был выписан с сестрами в Петербург после убийства их отца Антона Владимировича в Варшаве в 1794 г., помещен в кадетский корпус и вскоре произведен в офицеры. Вся семья Четвертинских пользовалась благоволением императрицы Екатерины II, а затем  императоров Павла и Александра I. Князь Четвертинский – активный и блистательный участник наполеоновских войн с самого их начала. В кампании 1805 г. Четвертинский состоял при графе Голенищеве-Кутузове, награждён орденом св. Георгия4-й степени за личное мужество. В кампании 1807 г. Четвертинский числился в Александрийском гусарском полку и находился при фельдмаршале графе Каменском, награждён за отличие при Фридланде. В 1812 г. Борис Антонович был командиром особого полка, сформированного на средства графа М.А.Дмитриева-Мамонова. В 1813г. Б.А.Четвертинский вышел в отставку. У Бориса Антоновича и его жены Надежды Федоровны, урожденной Гагариной (1791-1883) было девять детей. 

Князь Б.А. Святополк-Четвертинский.

Ещё в 1852 году имение Филимонки числится за княгиней, но уже вскоре здесь становится хозяином их сын – князь Владимир, а стареющие родители окончательно поселяются в Москве. Князь Владимир Борисович (1824-1859) был женат на О.Н.Гурьевой. Именно желание княгини Ольги Николаевны устроить в родовом имении храм, подобный пещерному храму в честь явления Черниговской иконы Богоматери в Гефсиманском скиту близь Троице-Сергиевой Лавры со склепом для родовой усыпальницы, стало поводом строительства новой усадебной церкви на правом берегу реки Ликовы, напротив усадебного дома.

Главный дом усадьбы Филимонки. Фото 2000 г.

Вот как повествует об этом событии изданная в 1895 году брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «… Однажды прогуливаясь с супругом по лесу, при селе Филимонках, княгиня нашла это место похожим на расположение Гефсиманского скита и снова убедительно просила князя Владимира Борисовича, в случае смерти похоронить её не в селе Валуеве, а именно на этом месте, в склепе построенного нового храма…»

В 1855 году княгиня скончалась. А безутешный супруг поспешил исполнить ее последнее желание и заложил в сельце Филимонках величественный двухэтажный храм с усыпальницей для погребения членов своего рода. В это время князь Владимир обладал значительными денежными средствами, которые позволили ему, приступив к возведению сразу  нескольких  построек в Филимонках, купить соседнее имение графа В.В.Мусина-Пушкина в Валуеве. Но дождаться окончания строительства, и насладиться результатами своих трудов князю Владимиру было не суждено. 11 ноября 1859 года он скоропостижно скончался в г. По во Франции. Он находился в самом расцвете физических и творческих сил. Ему шел 35 год. Супруги были похоронены в фамильной усыпальнице под Троицкой церковью.

Автором проекта Троицкой церкви выступил архитектор Жульен Франциевич Тибо. О нём известно немного. Французский подданный, родился в 1812 году, в 1846-56 гг архитектор первого московского кадетского корпуса. Возможно, он приходился сыном французского подданного, скульптора Ф.Тибо, много работавшего в Санкт-Петербурге, одного из авторов скульптурного оформления Ростральных колонн и Михайловского замка. В любом случае анализ личности и творчества Ж.Ф. Тибо говорит о том, что в его характере было более русского, и подданство было достаточно формальным. В искусствоведческой литературе ранее авторство Тибо периодически подвергалось сомнению, и было однозначно доказано в научных исследованиях при реставрации Троицкой церкви. Кроме того, анализ немногочисленного творческого наследия мастера, позволил выдвинуть его в ряд ярчайших представителей раннего этапа развития русской архитектуры эпохи эклектики, той немногочисленной творческой плеяды, осмелившейся создать своим творчеством своеобразный «немой» протест официальной тоновской архитектуре. Известные постройки Тибо можно пересчитать по пальцам, однако, каждая из них стала выдающимся и заметным произведением в глазах современников и потомков.

Главный дом усадьбы Кучино,1847 г, арх Ж. Тибо.

Так ещё одним известным произведением этого незаурядного зодчего стал утраченный ныне ансамбль усадьбы Кучино на окраине современного подмосковного города Железнодорожного, созданный по заказу Н.Г. Рюмина. Вот как описывает современник свои впечатления от этого ансамбля, характеризуя творчество мастера: «… Богатство фантазии Тибо явствует в общем виде дома, который кажется на своём холму какой-то радостной сказкой. А как оригинальна эта большая двухсветная зала, в своей чарующей простоте, бледно палевые панели стен, колонны черные внизу, и белые, еле тронутые где-то золотом, наверху; эти переплеты окон с красными шариками; как все это легко и воздушно! …».

«Графский флигель» усадьбы Кучино, 1847 г, арх Ж. Тибо.

Часовня в Кучино. 1847 г, арх Ж. Тибо. Фото В.Г. Фролова.

Вершиной творческого пути Ж. Ф. Тибо по достоинству стоит считать Троицкую церковь в Филимонках, созданную уже зрелым мастером в рассвете своей карьеры.

Проект Троицкого храма, очевидно, составлен ранее 1855 года, что свидетельствует о том, что осуществление своего богоугодного замысла князь начал ещё при жизни жены. Храм строился достаточно долго. Ситуацию осложнила смерть заказчика. Заботу о малолетних детях князя Владимира, Сергее и Борисе, и двух его имениях в Филимонках и Валуеве взяла на себя его сестра княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская (1826-1894гг.), бывшая незамужней и бездетной. При княжне строительство Троицкой церкви продолжилось. Очевидно, ухудшение общего финансового состояния хозяев, связанное с отменой крепостного права, обязанностью одинокой княжны заботиться о племянниках и многочисленных имениях в новой экономической ситуации пореформенной России, привело к остановке строительства в 1862 году.  К этому времени был закончен только нижний храм над фамильным склепом Святополк-Четвертинских, освящённый в 1861 году. Верхние ярусы были готовы лишь в кладке. Частично успели выполнить штукатурную отделку верхней церкви. Был установлен шпиль колокольни, однако остальные крыши и венчания, вероятно так и не были сделаны.

Кратко охарактеризуем построенную церковь. Прообразами к ней послужили древняя византийская архитектура и созданные под её влиянием средневековые, в основном южно-французские, памятники, главным образом собор Св Петра в Ангулеме (1128 г).

Собор Св Петра в Ангулеме. 1128 г. 

 

Церковь стоит в одном ряду с современными ей произведениями французской эклектики, наиболее близкой из которых является построенная в 1852 году базилика Нотр-Дам де ля Гард в Марселе.

Церковь Нотр-Дам де ля Гард в Марселе. 1852 г, арх Эсперандьё

Храм в Филимонках двухъярусный – в нижнем цокольном ярусе помещается зимний придел Сергия Радонежского, в верхнем – главный летний Троицкий придел. Памятник имеет в плане форму латинского креста. Центральный объём, имеющий в плане квадрат со скруглёнными углами, образован четырьмя подпружными арками, несущими световой барабан.

Троицкий храм в Филимонках. Проект реставрации

Боковые рукава нартекса и алтарный объём, являющиеся ветвями крестообразного решения плана, имели самостоятельные вальмовые крыши. Открытая галерея, в которую ведут два крыльца-всхода у боковых фасадов, соединяет центральный объём с высокой семиярусной башней – колокольней. Второй ярус галереи занят хорами и ризницей, а венчает её многоярусная смотровая площадка, имеющая в основании светового барабана так называемую «карликовую» галерею, заимствованный у романских соборов круговой обход, служащий для более живописного обозрения окрестностей, перекликающийся с бельведером главного усадебного дома, стоявшего напротив. Пропорции сооружения значительно развиты по вертикали, что обуславливает внушительную высоту всех его объёмов.

Колокольня Троицкого храма. Фото 1904 г. Коллекция Щапова

Троицкая церковь в Филимонках является уникальным выдающимся памятником русской архитектуры, как один из немногих образцов европейской, в данном случае французской эклектики. В таком ключе решены и объемно пространственное решение здания, и его пластическое убранство. Основным источником для формирования образа послужила византийская архитектура. Фактически это произведение византийского стиля, только в его европейской трактовке. При проектировании использованы и другие источники, в частности имеют место арабские, французско-романские и испанско-романские реминисценции. Ряд пластических средств и элементов не находят прямых аналогов. Декоративное убранство характеризуется укрупнённостью форм и общей динамичностью, придающими сооружению почти скульптурную экспрессию. Многие художественные приёмы, использованные автором, значительно опередили своё время, адресуя уже к архитектуре следующего столетия. Императорский указ 1841 года, по которому русско-византийский стиль допускался единственно возможным при возведении храмов, формально был соблюдён, но на деле появилось произведение не просто отличное от построек, рекомендованных К.Тоном, но отчётливо протестующее против государственного регулирования архитектуры. Такое бунтарство смогло остаться официально незамеченным для архитектора – французского подданного и заказчика, известного своими католицизирующими причудами. Возможно, сказалась и смерть императора. 

Как уже говорилось, в 1861 году была закончена внутренняя отделка нижнего Сергиевского храма. Единственным источником, в котором имеется упоминание об убранстве этого храма, является изданная в 1895 году брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «…Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Этот храм помещается под сводами внизу верхней церкви; он устроен над склепом рода князей Святополк-Четвертинских. Предъалтарный иконостас, первоначально устроенный в 1861 году, от сырости сделался ветх…Сзади клиросов храм украшен многими св. иконами…Храм этот тёплый: он отапливается двумя голландскими, изразцовыми печами». Данный иконостас, очевидно, был выполнен ещё под наблюдением  Ж.Ф. Тибо, очень жаль, что более подробными сведениями о его облике мы не располагаем.

Найденные остатки изразцов Сергиевского придела

В 1888 году произошло знаменательное событие. 17 октября на Азовско-Харьковской железной дороге между станциями Тарановка и Борки потерпел крушение императорский поезд. Но для членов царской семьи все закончилось благополучно. Из искореженного вагона они  вышли невредимыми. В это время многие русские люди испытывали чувство необычайного патриотического подъема. Не осталась в стороне и княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская, которая решила увековечить событие чудесного спасения царской семьи учреждением в своем любимом имении в Филимонках женской монашеской общины. Ее ходатайство было поддержано, и 3 октября 1890 года устав и штат Владимирской женской общины были утверждены. Община была названа «Владимирской», «…в память владельца села Филимонок и первоначального храмоздателя в ней Князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского…». Приняв иночество, княжна Вера Борисовна была пострижена в рясофор и утверждена настоятельницей Общины.

Усадебная Троицкая церковь, к тому времени уже ставшая приписной к соседнему храму в Валуево получила новое значение соборного храма обители. В течении 1888 году храм был быстро достроен. Средства на строительство возможно были получены от продажи части земель и усадьбы Валуево фабриканту Д.С. Лепёшкину. Работы по окончательной отделке верхней церкви закончились к осени, и большое освящение состоялось 21 сентября. Помещения оштукатурили, появилась несколько суховатая лепнина, в замысле которой чувствуется  попытка следовать архитектуре Ж.Ф. Тибо. Была выполнена незаурядная, но достаточно сдержанная академическая живопись в пастельных тонах на сводах и парусах. Помимо сюжетов, она включает орнаментальные элементы в технике «гризайль».

Живописный лик евангелиста в интерьере Троицкой церкви

Верхний храм оставался летним и не отапливался. В числе общестроительных работ надо указать остекление галереи между храмом и колокольней, ликвидацию смотровых площадок, разборку северного крыльца, приспособление колокольни, корректировку венчаний светового барабана. Интерьера нижнего храма изменения не коснулись. К руководству данными работами Ж.Ф. Тибо, возможно, к тому времени уже покойный, отношения не имел. Они могли быть выполнены по ранее разработанному проекту архитектора П.К. Козиха, уже умершего к этому времени, которого иногда ошибочно называют автором храма. В любом случае, эти изменения можно охарактеризовать как упадок архитектуры памятника, значительно исказившие первоначальный авторский замысел. Они связаны лишь с необходимостью нового функционального использования здания.

Вид Троицкого храма после достройки и перестройки в 1888 году. Фото 1920-х гг из фондов МУАР им. Щусева

В верхнем летнем Троицком храме был установлен иконостас, о котором имеются некоторые сведения в архивных источниках. Было принято решение о вторичном использовании старого классицистического иконостаса 1833 года, переносимого со всей утварью из домового храма старинного московского особняка князей Трубецких в Б Знаменском переулке, по прошению княгини Н.Б. Трубецкой – сестры настоятельницы. Впоследствии этот особняк стал известен как московская резиденция известного мецената и коллекционера С.Б. Щукина и место хранения его коллекций.

Дом Трубецких – Щукина в Москве

Наиболее подробное описание внутреннего убранства  летнего храма, включая вновь установленный иконостас, содержится в упомянутой брошюре 1895 г: «…Внутренняя длина всего храма от западной до восточной стены 25 арш, 4 верш, ширина 30 арш. Алтарь очень светлый и просторный. На горнем месте значительной величины (12 арш. выш.) на полотне образ Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Иконостас, отделяющий храм от алтаря деревянный, окрашен белой краской с колоннами и небольшими золочёными резными украшениями. Св. иконы итальянской живописи пожертвованы сестрою княжны Веры Борисовны княгинею Надеждою Борисовною Трубецкою из домовой Московской церкви, устроенной в 1833 году в доме супруга её князя Николая Ивановича Трубецкого ….

Из св. икон, помещённых в этом св храме, особенно примечательны а)икона Богоматери Скоропослушницы и б)св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, помещённые в деревянном золочёном иконостасе…в)икона Богоматери Млекопитательницы, принесённая св. горы Афонской. Эти три св. иконы находятся на правой стороне храма за правым клиросом; к ним с особою верою и усердием притекают как сёстры новосозданной общины, так и сторонние богомольцы. На левой стороне храма за клиросом обращают на себя внимание а) икона богоматери Казанская в жемчужной ризе, пожертвованная на память о милости Божией, явленной нашему отечеству в сохранении Царского Семейства от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года; б)иконостас красного дерева, украшенный разноцветными каменьями с мелкими иконами в серебряных окладах – благочестивый дар княгини Наталии Борисовны Шыховской из родового имения князей Шаховских в Польской губернии … Из Москвы мастеровыми Даниловской мануфактуры и других фабрик … в июле сего года (1895, - АК) принесён в дар обители образ Преподобного Сергия Радонежского, точная копия с чудотворной иконы сего угодника Божия, находящейся в Троице-Сергиевой Лавре…».

Трудным было существование общины в первые годы. Сказывалось отсутствие необходимых средств и пожертвований. Так рисует быт обители монастырская брошюра: «…Шесть сестёр, исполнявших послушание на клиросе, сначала помещались у княжны в её столовой комнате, а шесть девиц, исполнявших чёрные работы, находили помещени е в маленьком домик, где раньше жил сторож имения. Вот зародыш монашеской жизни. Тесно было её помещение и скудна жизнь первых насельниц её, но всех сестёр объединяла любовь княжны которая делилась с ними последнею собственностью. Все полевые работы исполнялись сёстрами…в зимнее время сами же сёстры собирали … дрова для отопления нижнего храма и жилых помещений общины…». Трудности подкосили здоровье настоятельницы и в 1893 году она отошла от дел, а 11 декабря 1894 года княжна Вера Борисовна скончалась, ее имение в Филимонках с землей и домами отошло в собственность Владимирской женской общины. С 1893 года начальницей общины была назначена монахиня Анастасия (Астапова).

Газеты середины 19 века на стенах усадьбы Филимонки – немые свидетели первых лет общины. Фото И. А. Киселёва

По завещанию, составленному 9 декабря 1887 г. и утвержденному 5 декабря 1895 г., княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская завещала сельцо Филимонки своему племяннику князю Сергею Владимировичу Святополк-Четвертинскому, которого обязала заботиться и поддерживать в надлежащем виде находящуюся при сельце Филимонки церковь и в течении 10-летнего срока со дня кончины своей внести в пользу означенной церкви 10 тыс. рублей.

Вскоре произошло важное событие в жизни Троицкого храма. Под руководством настоятельницы в 1894 году был обновлён нижний Сергиевский придел. Взамен старого иконостаса, пришедшего в негодность от сырости в помещении, был установлен новый. «…Тщанием Начальницы общины м. Анастасии в 1894 году на пожертвования служащих на московских фабриках товарищества Даниловской мануфактуры и гг Поляковой и Ганьшина, при участии других благотворителей поставлен новый (иконостас; – АК), окрашенный белою масляной краской. В нижнем ярусе св. иконы из прежнего иконостаса; во втором ярусе три иконы пожертвованы настоятельницею Московского Вознесенского монастыря Игумений Евгенией, остальные  - лично исполнены усердием монахини Московского Иоанновского монастыря монахиней Магдалиной Заозерской. Сзади клиросов храм украшен многими св. иконами. Первоначальное освящение храма было в 1861 году октября 22 дня, а малое освящение по устроении нового иконостаса совершено 18 сентября 1894 года. Храм этот тёплый: он отапливается двумя голландскими, изразцовыми печами».

Окончание работ по обновлению зимнего храма было отмечено пожертвованием нового храмового образа: «В субботу, 1 июля (1895 г., - АК), с фабрики Товарищества Даниловской мануфактуры, что за Серпуховскою заставою, состоялось паломничество рабочих этой фабрики и других во Владимирскую женскую общину, находящуюся в 30 верстах за Калужскою заставою, при сельце Филимоновки.

Собравшиеся на дворе фабрики рабочие в 10 часов вечера понесли на руках в храм общины заранее приготовленные ими ценные пожертвования.

На сей раз составилось шествие в несколько тысяч человек, которые при пении молитв понесли священные предметы для украшения храма Владимирской общины. Главным дорогим приношением можно назвать икону Сергия Радонежского Чудотворца с частицею гроба его. Впереди этой иконы неслись хоругви, изготовленные в память бракосочетания ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Государыни Александры Феодоровны. Хоругви имеют изображения Св. Николая Чудотворца, Царицы Александры, Крещения и Воскресения Господня. Перед иконой преп. Сергия, за которой следовало еще несколько икон, несли два металлических подсвечника с зажженными восковыми свечами и приобретенный по подписке рабочих фонарь с разноцветными стеклами.

Кроме того, в ящиках, поставленных на полок были отправлены еще следующие жертвы: от рабочих большой подсвечник, несколько металлических лампад, несколько пудов восковых свечей, масла и украшение для икон. От служащих в главной конторе фабрики доставлена изящная серебряная лампада.

По прибытии в Общину паломников утром были совершены две обедни, после которых начальница Общины, поблагодарив жертвователей, дала всем на память по образку Св. Сергия Преподобного …».

В 1895 году в пользу обители, в типографии В.А.Гатцук, была издана неоднократно уже упоминаемая брошюра – первое и единственное до последнего времени издание об истории и жизни обители.

Брошюра в пользу обители. 1895 г.

Современник, сосед по имению барон Шеппинг  так  описывает Филимонки в 1895 г.: "Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня. Колокольня эта скрывает собою церковь, в нижнем приделе коей помещается семейный  склеп князей Четвертинских".

В 1899 г. во Владимирской общине при селе Филимонки число сестер достигало уже 80 человек. С 1900 г. при Князе-Владимирском монастыре имеется кирпичный завод для выработки и продажи кирпича. 29 июля 1901 года община получила статус общежительного монастыря с сохранением названия «Князе-Владимирский», а её настоятельница возведена в сан игумении.

В начале 20 столетия в обители производятся крупные строительные работы, возводятся новые жилые деревянные постройки, каменные братский и просфорный корпуса, новая каменная монастырская гостиница, ограда. Очевидно, для этого использовался кирпич собственного производства. Самым большим событием в обители становится строительство нового Успенского тёплого храма, возведённого в 1901-05 гг по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова, на средства московского мещанина Григория Евстигнеева, впоследствии похороненного в южном приделе храма. Игумения Анастасия была, очевидно, знакома с Латковым ещё будучи насельницей подмосковного Казанского Головинского монастыря, фактическим автором ансамбля которого он являлся. В июле 1905 года все три престола Успенской церкви: центральный Успенский, левый – во имя св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, правый – во имя Собора Архангелов, были освящены настоятелем Николо-Угрешского монастыря архимандритом Макарием. Стоит отметить, что А.А. Латков, чье творчество отражает поздний этап развития псевдорусского стиля, несколько отошёл от задания заказчиков и попытался стилизовать русские формы Успенского храма, в духе Троицкой церкви, по-своему интерпретировав архитектуру Тибо. Благодаря чему был создан удивительно гармоничный культовый ансамбль.

Успенская церковь. Проект А.А. Латкова. 1900 г.

 Отдав дань уважения своему предшественнику зодчий присоединялся к лестным оценкам Троицкого собора уже возникавшим в то время в среде архитектурной общественности. Уже в 1889 году, племянница Веры Борисовны Четвертинской  председатель Московского археологического общества - графиня Прасковья Сергеевна Уварова писала: «Великолепная церковь во имя Святой Троицы, построенная во вкусе восточных церквей архитектором Тибо. Церковь по плану и капитальности постройки могла бы служить украшением любого города, любой столицы и должна по своей красоте и типичности поступить в число тех памятников архитектуры, о сохранности которых Московское Археологическое общество имеет особую заботу».

Современный вид монастырской гостиницы. Арх А.А. Латков (?

В дальнейшем благосостояние монастыря продолжает расти. В 1908 г. Он жертвует на построение храма св. Александра Невского, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в г. Москве. В 1903 году строится каменная монастырская гостиница, в 1907 г каменный просфорный корпус, в 1908 г каменная баня, многочисленные деревянные жилые дома. Наконец в 1912-14 гг строится новый двухэтажный сестринский корпус по проекту С.М. Ильинского, в нижнем этаже которого разместилась новая вместительная сестринская трапезная, а в верхнем – кельи сестёр.

Монастырский корпус с трапезной. Проект С.М. Ильинского. 1912 г.

План монастыря. 1912 г.

В 1914 году, в связи с началом войны, при монастыре открылся лазарет для больных и раненых войнах, содержавшийся за счёт монастыря. 16 марта 1915 года умерла настоятельница монастыря игумения Анастасия. Горечь ухода любимой матушки, фактически построившей монастырь, ещё более омрачалась бременем Первой Мировой войны. На её место была избрана заведующая Московским отделением приюта Братства во имя Царицы Небесной Петроградского Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Ангелина, возведённая в сан игумении.

К 1917 году община представляла собой сложившийся ансамбль разновременных построек, объединённых вокруг двух храмов, стоящих на берегу реки Ликовы, огороженных кирпичной оградой. Основным собором служил Успенский храм – «красная церковь» как её называли местные жители благодаря краснокирпичным фасадам. В Троицком храме - «белой церкви» служили только по престольным праздникам, но её светлый силуэт и парящие ввысь пропорции запечатлелись в памяти многих старожилов, бывших тогда детьми. Запечатлелись в памяти вкусная монастырская выпечка, которой одаривали детей и вышивка, которой занимались монахини и послушницы.

 

Семейство Востряковых во время посещения Князе-Владимирского монастыря. Фото 1900-х гг. Из архива семьи Востряковых

Однако приближалось суровое время, и воздух наполнялся ощущениями тревоги и неизвестности. Стоит привести письмо настоятельницы на епархиального Архиерея:

«Ваше Высокопреосвященство.

Высокопреосвященнейший ВЛАДЫКО.

Простите, что беспокою Ваше Высокопреосвященство, но вчера меня поставил в недоумение священник села Валуева отец Владимир Лебедев – он сообщил, что был в Вас и Вы его причисляете к монастырю вторым священником и вероятно на днях я получу об этом указ. Все это меня очень расстроило, потому что в данный момент не может быть и речи об увеличении причта, одного священника монастырь не может содержать вследствие дороговизны всего, а главное голода, еще устрашают, что новый хлеб будет отобран, в наше Волостное Правление приехали семь красногвардейцев и привезли пулеметы. Усердно прошу Ваше Высокопреосвященство остановить это дело и благословите мне приехать, чтобы переговорить лично...  Простите, что беспокою, но меня очень просил причт.

Вашего Высокопреосвященства Милостивого Отца и Архипастыря нижайшая послушница и богомолица игумения Ангелина».

В 1919 году по решению  уездного исполкома все монастыри Подольского уезда были закрыты. В 1920 г оба храма ещё функционируют, при них как частные граждане проживают 65 монахинь и священник. Старания игумении об открытии сельхозартели успехом не увенчались. В подвалах монастырских зданий в это время хранят семенной фонд, а с 1925 года все постройки кроме культовых заняты Десёнским сельскохозяйственным кредитным товариществом. Троицкую церковь закрыли первой, вероятно ещё в 1920-е гг. Успенская функционировала как приходская до 1931 года. В 1934 году она была закрыта официально для передачи здания «…под колонию детей калек, инвалидов гражданской войны и красных партизан…». Фактически здание сразу было капитально перестроено для размещения детского дома для детей-инвалидов. Храм обезглавили и разделили на два этажа, на фасадах был стёсан кирпичный декор и изменён ритм оконных проёмов. В эти же годы окончательно были выселены оставшиеся монахини, нашедшие приют у жителей Филимонок и близлежащих сёлах. Выделяются судьбы послушницы Преподобномученницы Евдокии Синицыной, расстрелянной в Бутово в 1938 году по ложному обвинению в антисоветской пропаганде,

Евдокия Синицына.

Схимонахини Серафимы (Ушаковой), несшей подвиг старчества и прославившейся посмертными чудотворениями

Схимонахиня Серафима (Ушакова).

и её помошницы схимонахини Гавриилы (монахини Татьяны), до последнего сохранявшей в своём доме монастырские иконы. В ёе доме последние годы жизни доживала игумения Ангелина.

Троицкую церковь начали разбирать по одним сведениям в 1930-е гг, по другим в в 1950-е гг силами солдат взрывным методом, однако позднее снос был остановлен всвязи с гибелью одного из разрушителей, а искалеченные руины здания заброшены. Всё внутреннее убранство погибло. В войну жители Филимонок укрывались в помещении нижнего храма от бомбёжек, а соседней Успенской церкви разместился госпиталь для раненых. В 1949 году в ней открыли дом престарелых. Рядом открылся психоневрологический интернат № 5 и вскоре вся бывшая территория монастыря отошла в ведение этого учреждения. в 1950-80 е гг её застроили новыми корпусами, полуразрушенный остов Троицкой церкви при этом использовался под склады и морг, колокольня служила водонапорной башней. В 1994 году его передали вновь образованному приходу, для нужд которого отремонтировали нижний Сергиевский придел. В эти же годы, в связи с аварийным состоянием было выведено из эксплуатации здание бывшего Успенского храма. К этому времени были уже разрушены почти все монастырские деревянные постройки. Последней в 1980-е гг разрушена каменная монастырская баня.

Вид монастыря. Фото 1930-х гг их фондов МУАР им. Щусева. Видны сохранявшиеся деревянные келейные монастырские корпуса

Перестроенное обезображенное здание Успенского храма. 2009 г.

Здесь хочется привести воспоминания одного из старожилов О.В. Кисляковой, в какой-то мере характеризующие новейшую историю ансамбля Князе-Владимирского монастыря: «…В 1950-60 гг там был дом инвалидов (одиноких неимущих пенсионеров) производящий очень тяжёлое впечатление внешним видом построек и обитателей. Разрушенная колокольня была видна издалека. А до революции в монастыре монашки шили тонкое бельё на продажу с вышивкой и прочим ришелье и пекли вкусные чёрные сухарики с солью и сахаром (по рассказам моей бабушки) я там была девочкой году в 1955:навещали знакомую старушку в богадельне – осталось грустное впечатление на всю жизнь.»

К настоящему моменту из монастырских построек помимо храмов сохранились – жилой корпус с трапезной 1912-14 гг, занятый детским интернатом; руинированное здание гостиницы, 1903 г; один из келейных домиков и фундаменты другого, оба 1890-х гг; остатки неизвестного здания нач 20 в в составе котельной ПНИ №5 к северу от Успенской церкви. 

В 2004 г вышла книга Л.К. Каптилкиной «Филимонки», ставшая самым серьёзным краеведческим исследованием по древнему подмосковному селению.

Летопись возрождения

В 2007 году была открыта новая страница в истории монастырского комплекса. По федеральной целевой программе «Культура России» были выделены средства из федерального бюджета для проведения комплексной реставрации Троицкого храма. Работы проводились под контролем Государственной Думы ФС РФ и лично председателя комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы, Руководителя федерального проекта «Историческая память» ВПП «Единая Россия» С.А. Попова, а также Министерства культуры РФ. Сергей Александрович Попов принимал личное участие во всех вопросах, связанных с проектированием,   строительством храма, подбором утвари и жизни прихода, так что можно сказать, что здесь он выступил в полной мере в роли Храмоздателя и ктитора. На стадии приёмки объекта живейшее сердечное участие принял депутат Государственной Думы, координатор федерального проекта «Историческая память» ВПП «Единая Россия» по г Москве В.И. Ресин. Общее руководство осуществили настоятель прихода протоиерей Димитрий Кувырталов и председатель попечительского совета О.А. Попова, лично следившие за ходом выполнения всех работ. С благодарностью все реставраторы и прихожане вспоминают добрую помощь руководителей Министерства культуры Московской области, Департамента культурного наследия города Москвы, префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов г Москвы и лично префекта Д.В. Набокина.

С. А. Попов рассказывает Святейшему Патриарху КИРИЛЛУ о храме.

 

С. А. Попов, В. И. Ресин и протоиерей Д. Кувырталов инспектируют работы по реставрации храма.

Реставрационной проектной компанией «АК-Проект» был составлен и согласован проект реставрации. Главный архитектор проекта - архитектор-реставратор А.И. Колесников. При разработке концепции было принято решение реставрации храма на первый строительный период, по состоянию 1862 г, то есть придания ему облика, заложенного в первоначальном авторском замысле Жульена Тибо. Разработка проекта была осложнена значительной степенью разрушения памятника и крайней скудностью имеющихся архивных и, главное, изобразительных материалов, дошедших в незначительном количестве. К тому же, Троицкий храм, обладая незаурядной для своего времени архитектурой, практически не находит прямых аналогий, что ещё более затруднило процесс проектирования. К моменту начала работ здание сохранялось только на 30%. Наименьшие утраты имела колокольня, от основного объёма уцелели только несущие пилоны и световой барабан. Наружные стены и фасады оказались фактически утрачены. Оставался совершенно непонятен первоначальный вид памятника. Благодаря этим причинам в профессиональной среде реставраторов он имел репутацию не подлежащего восстановлению, и специалисты предпочитали не замечать его существования. Объект, который в принципе, ломал устоявшееся понимание архитектуроведческой науки, просто игнорировался.  В советские годы это объясняли ничтожной ценностью наследия эпохи историзма, затем ретроспективизма. После переосмысления значения этой архитектуры в 1990-е гг высказывались мнения о консервации остатков здания без воссоздания утраченных частей – организация так называемых живописных развалин. Вопрос необходимости проведения богослужений предполагалось решить остеклением проломов в стенах!!! В 1990-е гг одной реставрационной организацией был предложен проект реставрации Троицкой церкви, в первоначальном виде, на основании имеющейся фотографии 1920-х гг.

Вид Троицкого храма в 2006 году.

Однако безграмотное воссоздание утраченных частей памятника, не отражённых на этом фото, свидетельствовало о том, что авторы совершенно не разобрались в архитектуре памятника.

Несмотря на все сложности, реставраторам удалось решить поставленную задачу. Были отметены все несостоятельные популистские предложения. Основными источниками для выработки концепции реставрации, стали результаты натурных исследований, историко-архивных изысканий и подобранные аналоги, а также анализ наследия и творческого метода Ж.Ф. Тибо.

Северный фасад. 2007 г.

Световой барабан. 2007 г.

Интерьер Троицкого храма. 2007г.

При воссоздании главного иконостаса было принято решение отказаться от воссоздания диссонирующей алтарной преграды вторичного использования, существовавшей в храме. Были проанализированы методы организации интерьеров Ж.Ф. Тибо, главным образом принадлежавших Рюминым главного дома усадьбы Кучино и московского дома на Воздвиженке, и структура придуманного им декора. На этом основании был выбран аналог реально существовавшего иконостаса наиболее подходящий творческой манере мастера и подчёркивающий пропорциональный строй внутреннего пространства Троицкого храма. 

Интерьер в доме Рюмина на Воздвиженке. 1858 г, арх Ж. Тибо.

В 2008-09 году были проведены первоочередные противоаварийные работы на памятнике и начаты  ремонтно-реставрационные работы. Первым генподрядчиком выступила организация ОАО «Спецреставрация», определённая по результатам открытого конкурса. Был дан старт для развернувшихся вскоре полномасштабных работ, окончание которых в 2014 году было поручено ООО «Эшел». За эти годы были воссозданы утраченные объёмы Троицкого храма, его венчания, крыльца, крыши, оконные и дверные заполнения, произведены работы по гидроизоляции, вычинке кладки. Вновь поднялись фасадные стены увенчанные зубцами, заблестели купола и кресты, звонница обрела голос. Появился свет в воссозданных цветных витражах, где раньше гулял ветер. Каждое событие реставрации храма воспринималось как личный праздник каждым из участников и отмечалось как важный этап.

Освящение колоколов. На первом плане С. А. Попов, О. А. Попова, протоиерей Д. Кувырталов.

Надолго остались в памяти освящение колоколов, первый звон, поднятие и освящение крестов, выбор утвари. Важным этапом стали работы по внутренней отделке помещений, воссозданию иконостасов и внутреннего убранства. Самой дорогой находкой стало обнаружение в нижнем храме надгробной плиты князя Ф.Б. Святополк-Четвертинского, стоявшей в княжеской усыпальнице.

В 2012 году состоялось знаменательное событие. Село Филимонки вошло в состав новых границ г Москвы. В этом же году были начаты реставрационные работы на Успенском храме. Реставрационной проектной компанией «АК-Проект» был разработан проект реставрации, а ООО «Эшел» приступило к разборке внутренних перекрытий, но это уже тема отдельного повествования. В том же 2012 году состоялся долгожданный Первосвятительский визит в Филимонки – Святейший Патриарх КИРИЛЛ посетил ПНИ №5 и ознакомился с ходом работ по восстановлению храма.

В 2015 году весь православный мир отметит 1000-летие представления святого равноапостольного князя Владимира. Лучшим подарком Князе-Владимирскому монастырю к этой дате стало возрождение Троицкого храма.

Раскрытие фундаментов притворов. 2007 г.

Кладка стен. 2012 г.

Колокольня в лесах. 2010 г.

Воссоздание крылец. 2011 г.

Поднятие креста. 2013 г.

 

Установка иконостаса. 2014 г.

  

Возрождённая святыня 2014 г.

Вид от усадьбы.

Осенний закат.

Поднявшиеся стены.

Иконостас.

 

Своды храма.

Составлено А.И Колесниковым по материалам собственных исследований и на основании историко-архивных изысканий и публикаций М.Б. Морозова, Слёзкина А.В., Л.К. Каптилкиной, В.В. Зубарёва и Г.И. Фадеевой.

 

Авторский коллектив проекта реставрации Троицкого храма Князе-Владимирского монастыря в Филимонках.

Главный архитектор проекта Колесников А.И.; ведущий архитектор Абдуллаева Л.Р.; главный инженер проекта Романенко А.В.; координатор проекта Громов А.А.; историко-архивные изыскания Морозов М.Б, Слёзкин А.В., Зубарёв В.В, технолог-реставратор Киселькова Л.П.